Как починить счетчик моточасов
Скрутить моточасы Резонанс. Счетчик моточасов-вольтметр УК34.2
В автосервисе Гефест владельцам авто-мототехники специального назначения предлагается уникальная компьютерная услуга – это программная корректировка показателей счетчика наработки моточасов. Иными словами, у нас вы сможете заказать корректировку пробега спецтехники.
Услуги по подмотке счетчика моточасов и показателей пробега спецтехники в автосервисе Гефест выполняются на профессиональном уровне. Для этого в нашем центре имеется всё необходимое оборудование, приборы, переходники, дополнительные программаторы, а на сервисных компьютерах уже установлены официальные приложения по лояльному, безошибочному подключению к различным приборным панелям, электронным блокам, компьютерным блокам памяти спецтихники.
Счетчик моточасов, дешевый и долговечный
Бензиновыми и дизельными двигателями различной мощности сегодня пользуются многие и повсеместно. Надёжность и экономичность работы бензогенераторов, пил, косилок и триммеров, помп, мотоблоков, квадроциклов, лодочных моторов и другой техники зависит от своевременности техобслуживания. Сменил масло раньше времени — выкинул часть его ресурса (и стоимости) впустую. Заменил позже, не очистил вовремя фильтр, не проконтролировал состояние узлов, — сократил жизнь своему стальному другу, получил неожиданный отказ в работе, потратился на замену испорченных деталей. Чтобы в обслуживании моторной техники не действовать по наитию и не утруждаться учетом времени наработки, применяются счётчики моточасов.
Статья описывает схему, конструкцию и прошивку авторского счётчика моточасов, легкую для повторения любителями с небольшим опытом, и не содержащую сколько-нибудь дорогих или дефицитных деталей. Счётчик не содержит элементов питания и не нуждается в них, работает с любым карбюраторным, дизельным, инжекторным или компрессионным двигателем внутреннего сгорания, имеющим генератор, зарядную или осветительную катушку, а также может быть использован для учёта рабочего времени любых имеющих электропитание устройств.
Существует 2 подхода к учету времени наработки. Первый — по количеству оборотов, совершённых двигателем за время работы, второй — по самому времени работы в астрономических часах. Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. При преимущественно низкой частоте вращения значение расхода моторесурса, рассчитанное по числу оборотов, будет ниже фактического, а при форсированной работе двигателя на высоких оборотах заниженным окажется результат, определённый по астрономическим часам.
В случае мотовездехода и бензогенератора более адекватным является учёт астрономических часов работы мотора, который и осуществляется нашим цифровым счётчиком.
Распространенные в России и странах СНГ счетчики-тахометры и мотокомпьютеры китайского производства чаще всего имеют энергозависимую память и жидкокристаллический индикатор с питанием от встроенных элементов. Данные о работе двигателя берутся в виде импульсов с куска провода, наматываемого на высоковольтный провод свечи зажигания (дизелю и компрессионнику не годится).
Корпуса таких изделий герметичны (или не очень, причём воду в себя вбирают, а обратно не отдают), и после разряда элементов питания прибор либо выбрасывается, либо его владельца ждёт «увлекательная» работа по вскрытию корпуса, разрушению слоя эпоксидной заливки, установке новых элементов и восстановлению корпуса, либо перестановке устройства в новый. Цена китайского устройства также представляется завышенной, особенно при покупке в российских магазинах.
Данных недостатков лишен самодельный счётчик времени наработки, собранный автором для своего мотоцикла-вездехода «Атаман» с двигателем-аналогом Honda GX200. Такие стоят в сотнях моделей самых распространённых мотоблоков, миниэлектростанций, помп и иной бензотехники, и для адекватного обслуживания каждого из чудесных стальных помощников весьма желателен счётчик моточасов.
Схема предельно проста и экономна. Мощности выходов микроконтроллера PIC16F630 (или 676) вполне достаточно для прямого питания светодиодов трёхразрядного семисегментного индикатора SP420361. Питание МК осуществляется от конденсатора, заряжаемого через общеизвестный интегральный стабилизатор 7805 и диод, в качестве которого сойдёт любой маломощный выпрямительный. Конденсатор столь значительной ёмкости нужен для обеспечения сохранения данных о времени наработки в энергонезависимую память МК после отключения питания устройства, о котором МК узнаёт благодаря входу RA3, подключенному к выходу стабилизатора до диода. Для компенсации падения напряжения на последнем служит второй диод между опорным выводом 7805 и землёй схемы. Третий диод на входе стабилизатора служит однополупериодным выпрямителем, т.к. схема питается переменным током от генераторной катушки двигателя. Назначение фильтрующих конденсаторов и токоограничивающих резисторов самоочевидно и в комментариях не нуждается. Резистор на выходе стабилизатора нужен для быстрого разряда конденсаторов фильтра и правильного формирования сигнала об остановке двигателя.
Когда двигатель запускается, микроконтроллер загружает из энергонезависимой памяти текущие значения времени наработки и запускает цикл динамической индикации с подсчётом времени текущего сеанса работы. Запись суммарного времени наработки двигателя в EEPROM контроллера производится лишь однократно за сеанс работы двигателя, в момент остановки, причём перезаписываются только те ячейки памяти, значения для которых изменились. Таким образом, ресурс EERPOM расходуется очень экономно, что делает счётчик практически вечным. После наработки тысячи моточасов отсчёт продолжается с нуля. Учёт времени наработки осуществляется с дискретностью 20 секунд, тактирование осуществляется от встроенного RC-генератора МК. Такой точности вполне достаточно для своевременного ухода за верным моторным другом.
Счётчик собран на макетной плате из деталей с проволочными выводами, смонтированных с двух сторон. Внутрисхемное программирование не предусматривается, МК устанавливается в панельку. Последнюю пришлось разрезать вдоль на две половины для осуществления двустороннего монтажа. Возможны и другие варианты разводки платы, в том числе, с переназначением выводов МК и соответствующим изменением констант таблицы индикации в прошивке. Корпусом послужила прозрачная пластиковая коробочка от скрепок из гипермаркета «Ашан».
Что такое моточасы?
Это определенный интервал времени, в данном случае один час в течение которого работал ваш силовой агрегат (мотор) – отсюда «МОТО» — «ЧАС». Вроде все очень просто, можно легко рассчитать обороты коленчатого вала за это время.
Так например на холостом ходу обороты у нас 900 – 1000 в минуту, умножаем на 60 получаем – 54000 – 60000 в час вращается коленвал.
НА более высоких скоростях скажем трасса и 4000 об/мин., 60 Х 4000 – 240000 и так далее.
Точную информацию по тому сколько оборотов совершил вал никто не считает, это особо не совсем нужно, просто есть средняя составляющая, она то и называется МОТОЧАС, сюда входят как городские поездки с пробками и долгим стоянием, а также трассовые ускорения.
Понятно что вал вращается идет износ стенок, вкладышей, подшипников и т.д. НО если залита хорошая смазка, скажем продвинутая синтетика, она может нивелировать на какое-то время этот износ, сделав его минимальным.
Разброс цен
Теперь по ценам на измерители оборотов моторов. Тут не всё так однозначно.
Возьмем, к примеру, обычный «меркуриевский» девайс на лодочный мотор. Он будет стоить немногим более ста долларов. Если вы присмотрели универсальный «Osculati», то его цена в районе 75 евро.
Если на приборе красуется фирменный логотип «Teleflex» — он обойдётся уже в 145 евро!
Хотя если разобраться, то все эти три устройства для лодочных моторов сделаны на одном и том же заводе и отличаются лишь внешним видом.
Как говорится — маркетинг и ничего более…
Настройка
В общем случае настройка тахометра сводится к установке режимов его работы, которые соответствуют режимам работы подключенных моторов.
Поэтому в случае если:
- Тахометр предназначен для работы с моторами одного типа различных изготовителей, или их различными типами только одного производителя (все это указано в сопроводительной документации), то при запуске мотора тахометр должен показывать достаточно точное количество оборотов. Точность показаний проверяется сравнением числа оборотов мотора на холостом ходу, указанных в руководстве по эксплуатации, с показаниями тахометра при работе двигателя в том же режиме. В случае несовпадения показателей, привести их в соответствие можно руководствуясь инструкцией.
- Тахометр универсальный, то нужно селектор режимов работы установить в положение, соответствующее количеству импульсов за один оборот коленвала мотора – если прибор подключается к магнидо. При этом тип двигателя не имеет значения, а количество импульсов указывается в специальной таблице, прилагаемой к руководству по эксплуатации, и типу двигателя (двухтактный или четырехтактный) – если устройство подключено к свечному проводу. Количество цилиндров значения не имеет.
Как правильно настроить карбюратор?
Для того, чтобы понять о каких винтах идет ниже речь, почитайте статью про регулировку карбюратора, в ней подробно расписано о устройстве карбюратора, его винтах и нюансах настройки.
Карбюратор в бензопиле обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр мотора. Его регулировка производится следующим образом:
- При использовании проводного тахометра, снять верхнюю защитную крышку корпуса пилы и при необходимости воздушный фильтр. Это делается для того, чтобы обеспечить доступ к высоковольтному проводу свечи зажигания. Беспроводные устройства не требуют осуществлять данных действий.
- Завести бензопилу.
- Подсоединяется тахометр или подносится беспроводное устройство ближе к свече зажигания. Достаточно сделать 3-4 витка проводом прибора вокруг свечи.
- Необходимо добиться наибольших оборотов на холостом ходу с помощью вращения винта L. Затем требуется сделать 1/4 оборота против часовой стрелки.
- Если в данном режиме цепь двигается, необходимо добиться ее остановки за счет вращения винта T.
- До конца нажать рукоятку акселератора. Пила должна поработать в данном режиме 10 секунд.
- За счет винта Н выставить максимальные обороты, которые рекомендует производитель. На каждую бензопилу нужно выставлять свои обороты, обычно эту информацию пишут в инструкции по эксплуатации или ремонту. Приведем примерные параметры, на примере пилы Huter. Холостой ход: 3-3,2 тыс. об/мин, Максимальные: 12,5 тыс. об/мин.
- Установить требуемые обороты холостого хода с помощью винта Т.
- Убедиться, что пила функционирует во всех режимах ровно. Для этого необходимо нажимать и отпускать ручку газа.
- Тахометр отключить и установить на место воздушный фильтр и кожух.
Для того чтобы запомнить примерные заводские обороты двигателя, для наглядности посмотрите фото ниже.
Холостой ход: 3000-3400 оборотов в минуту. Главное на этом режиме, чтобы двигатель работал устойчиво и цепь стояла на месте.
Максимальные обороты: 12000-13000 оборотов в минуту. Превышение не допустимо, при понижении будет снижена мощность
Для закрепления прочитанной информации настоятельно рекомендуем посмотреть интересное видео, автор которого показывает, как правильно настроить карбюратор с применением тахометра на примере бензопилы Huter.
Как вычислить моточасы
Лишь небольшой процент современных автомобилей оснащен системой сигнализации о смене масла, завязанной именно на время работы двигателя. У остальных же плановое ТО ориентировано на километраж. А уж о штатных счетчиках моточасов и речи быть не может.
Расчет моточасов по средней скорости
Увязать километры с моточасами довольно просто. Необходимо в бортовом компьютере найти среднюю скорость и по допуску API определить, на какое количество моточасов рассчитано используемое моторное масло.
Получить индивидуальный межсервисный километраж можно по следующей формуле: необходимо среднюю скорость умножить на допустимое для конкретного масла количество моточасов. Например:
- Синтетическая смазка класса SL рассчитана на 200-250 моточасов.
- Автомобиль эксплуатируется в условиях небольшого города (средняя скорость 25-30 км/ч).
Рекомендуемый минимальный интервал смены смазки для этого случая: 200*25 = 5 000 км. Верхняя граница: 250*30 = 7 500 км. Если вы эксплуатируете автомобиль в смешанном цикле, то показания бортового компьютера рекомендуется обнулить и засечь средний расход топлива минимум за 1 000 км.
Для интереса можно пересчитать определенные производителем 15 000 км в моточасы. В условиях небольшого города (средняя скорость 25 км/ч) это будет 15 000/25 = 600 моточасов, а на трассе (средняя скорость 60 км/ч) – 15 000/60 = 250 моточасов.
Расчет моточасов по расходу топлива
В качестве альтернативы моточасы можно увязать с количеством использованного горючего. Так 15 000 км пробега при средней скорости 60 км/ч соответствует 250 моточасам. Смешанный расход при 60 км/ч равен, скажем, 5 л/100 км. Значит, за 15 000 км мы используем 15 000/100*5 = 750 литров. В результате: 750 литров при смешанном расходе 5 л/100 км соответствует 250 моточасам.
Для города со средней скоростью 25 км/ч расход топлива составляет, скажем, 10 л/100 км. Тогда за 15 000 км мы используем 15 000/100*10 = 1 500 литров. В 2 раза больше. Поскольку 750 литров превышать не рекомендуется, то масло придется менять уже через 15 000*750/1 500 = 7 500 км.
Считать моточасы по расходу топлива не совсем удобно. Объем горючего необходимо регулярно фиксировать, т. е. собирать чеки или вести записи.