Кто придумал счетчик гейгера
Представляет собой газонаполненный конденсатор, который пробивается при пролёте ионизирующей частицы через объём газа. Дополнительная электронная схема обеспечивает счётчик питанием (как правило, не менее 300 В), обеспечивает, при необходимости, гашение разряда и подсчитывает количество разрядов через счётчик.
Счётчики Гейгера разделяются на несамогасящиеся и самогасящиеся (не требующие внешней схемы прекращения разряда).
В бытовых дозиметрах и радиометрах производства СССР и России обычно применяются счетчики с рабочим напряжением 390 В:
- «СБМ-20» (по размерам — чуть толще карандаша), СБМ-21 (как сигаретный фильтр, оба со стальным корпусом, пригодный для жёсткого β- и γ-излучений)
- «СИ-8Б» (со слюдяным окном в корпусе, пригоден для измерения мягкого β-излучения)
Широкое применение счётчика Гейгера—Мюллера объясняется высокой чувствительностью, возможностью регистрировать разного рода излучения, сравнительной простотой и дешевизной установки.
Содержание
- 1 Принцип действия
- 1.1 Зачитать
- 1.2 Ограничения
- 2 Виды и приложения
- 2.1 Обнаружение частиц
- 2.2 Обнаружение гамма- и рентгеновского излучения
- 2.3 Обнаружение нейтронов
- 2.4 Гамма-измерение — защита персонала и управление технологическим процессом
- 2.5 Физический дизайн
- 2.6 Руководство по использованию приложения
- 3 История
- 4 Галерея
- 5 Смотрите также
- 6 Рекомендации
- 7 внешняя ссылка
Пожар в 4-м энергоблоке
Пожар действительно был сильным.
По словам бывшего инженера 4-го энергоблока и ликвидатора аварии Алексея Бреуса, в отличие от фильма, гореть в реакторе на самом деле было нечему. «В нем продолжалась ядерная реакция. Когда люди пошли к реактору и заглянули внутрь для того, чтобы понять в каком он состоянии и что надо делать… В фильме показано, что их фактически заставили, им не хотелось, но они пошли. На самом деле, достаточно было просто понять, что это нужно сделать. И люди сами соглашались и уходили. Да, потом это стоило им жизни. Первым, насколько я знаю, пошел Александр Кудрявцев, затем Анатолий Ситников. Вскоре они погибли».
Альфа-радиоактивные ядра
Исследования показывают, что ядро гелия обладает очень высокой стабильностью. Именно поэтому при распаде от нестабильных тяжелых ядер чаще всего отрываются не отдельные протоны или нейтроны, а устойчивая система из четырех нуклонов (двух протонов и двух нейтронов). Практически все элементы с атомным весом более 200 являются альфа-радиоактивными: к примеру, элементы уран, радий, торий испускают альфы-лучи.
При альфа-распаде элемент уменьшает свой номер в Периодической системе Менделеева на 2 единицы, а его атомный вес уменьшается на 4 единицы.
Рис. 2. Радиоактивные ряды.
Номер 84
Полоний — серебристый металл, относящийся к главной подгруппе VI группы 6-го периода. Несмотря на то что на его внешней оболочке находится 6 электронов, как у кислорода или серы, это именно металл. Как известно, металлические свойства элементов усиливаются сверху вниз и слева направо, если смотреть на таблицу Менделеева.
Он был открыт супругами Кюри в 1898 году. Своим названием он обязан родине Марии Склодовской-Кюри, Польше, территория которой в то время была поделена между тремя государствами.
На открытом воздухе не стабилен, быстро окисляется. Дает три оксида. Образует соединения с галогенами и реагирует с соляной кислотой. Плавится при 254° С, кипит при 962° С. Плотность — 9,196 г/см3.
Изотопы полония
Это — радиоактивный элемент. Нерадиоактивных изотопов у него нет. В природе он вообще не является устойчивым элементом, и все его изотопы входят в радиоактивные ряды других веществ. Период полураспада изотопов Po различен, как и другие свойства.
изотоп, атомная масса | вид распада | период полураспада | продукт распада |
210 | α | 138,376 суток | свинец Pb 206 |
211 | α | 516 мс | свинец Pb 207 |
212 | α | 299 нс | Pb 208 |
214 | α | 0,1643 мс | Pb 210 |
215 | α, β | 1,781 мс | Pb 211, астат At 215 |
216 | α | 0,145 с | Pb 212 |
218 | α, β | 3,1 минуты | Pb 214, At 218 |
Также существуют более устойчивые изотопы этого элемента с массами 208 и 209. У полония-208 период полураспада — 2,898 года, у полония-209 еще больше — 103 года.
При распаде полоний практически не дает гамма-излучения, с чем связан ряд сложностей по его нахождению. Счетчики Гейгера на него не реагируют.
Промышленное применение
Радиоактивный полоний нашел свою нишу в изготовлении автономных источников питания, устройств по ионизации воздуха, и, естественно, в военной промышленности. Сплав этого элемента с литием применяется в качестве ядерного детонатора.
Лидер по производству — Россия. Это экспортный и дорогой товар, выпускаемый в малых количествах. Поскольку в природе этот элемент очень редок, его получают из висмута путем нейтронного облучения и последующей перегонкой. Главный потребитель полония — США.
Относится к группе стратегических материалов, поэтому подлежит учету, контролю и охране.
Дед солдата: тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40
Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Для таких целей и придумали бронетранспортеры, получившие широкое распространение в послевоенное время, на которое пришлись годы боевой молодости нашего сегодняшнего героя.
И значально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего – пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.
Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 – бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.
Снаружи
При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.
На фото: White M3A1 Scout Car
Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.
В отличие от своего штатского «коллеги», «сороковой» не имел рамы. Вместо неё несущую основу играет сварная бронекапсула, призванная защитить экипаж от попадания пуль и осколков.
Правда, вся эта защита кажется ненужной после того, как узнаешь, что этот БТР – кабриолет. Крыши как таковой у автомобиля нет – ее роль заменяет брезентовый тент, способный укрыть бойцов разве что от непогоды.
Сделано это было после того, как оказалось, что получившаяся машина оказалась перетяжеленной для «газоновского» движка.
Однако военных бронетранспортер удовлетворил. На испытаниях он преодолевал брод глубиной до 0,9 метра, подъемы крутизной под 30 градусов и рвы шириной до 0,75 метра, ведь дорожный просвет машины составляет весьма впечатляющие 276 мм, а для пущего повышения проходимости БТР оснастили 18-дюймовыми шинами с протектором в виде «косой елки», характерной для большинства отечественных внедорожных автомобилей. При этом максимальная скорость машины по пересеченной местности достигала 35 км/ч, а на хороших дорогах этот показатель можно было увеличить вдвое. Добавьте к этому двухтонный прицеп на буксире – и вы получите вполне удобную и многоцелевую машину для нужд разнообразных войск.
И еще одна деталь, сразу заметная при беглом взгляде на переднюю часть машины – это мощная цепь передней лебедки. Оказывается, она здесь механическая и имеет привод от коробки отбора мощности, причем трос, разматывающийся аж на 75 метров, вполне легко вытягивает машину из «плена».
Внутри
Чтобы пробраться в салон, нужны навыки эквилибриста: узкая бронедверь открывается под острым углом, прикрывая седоков от возможного обстрела. Чтобы забраться внутрь, нужно влезть в неудобный лаз, ужом ввертываясь за гигантскую «баранку» рулевого колеса. Впрочем, при наличии навыка посадка на обитую кожзамом табуретку – процедура не самая сложная.
Несмотря на высоту, на которую приходится забираться, посадка на этой табуретке очень низкая. Кажется, что это спорткар и что до земли – всего несколько сантиметров клиренса. Сложно отсюда и вылезти – чтобы не удариться о притолоку корпуса, нужно исполнить пару гимнастических элементов. Передние амбразуры оборудованы откидными бронекрышками, оснащенными пулестойкими «триплексами», прикрыв которые вы сводите обзорность машины до нуля. Форточек и боковых зеркал тут тоже нет – зато имеются смотровые щели, которые расположены на «скулах» корпуса слева и справа, они при необходимости блокируются наглухо, при этом обеспечивая хоть какой-то боковой обзор и вентиляцию водителю и командиру.
Еще сложнее приходится бойцам: ведь помимо мехвода и командира, БТР может принять на борт до восьми бойцов в полном вооружении. Сидеть на откидных десантных страпонтенах и табуретках с притороченной к броне мягкой обивкой некомфортно, но больше всего задаешься вопросом – как бойцы в полном обмундировании с «калашниковыми» наперевес быстро запрыгивали и выскакивали из машины? Оказывается, все просто: для спешивания бойцов предназначена двустворчатая дверь в корме корпуса.
При первом взгляде на переднюю консоль (если эту железяку вообще можно сравнить с панелями современных автомобилей) глаза разбегаются – ведь такое количество тумблеров и рычажков наверняка вводило в ступор солдат-срочников.
Ан нет: специально для пользователей конструкторы оставили «руководство по эксплуатации» – спереди разместился целый иконостас из табличек, информирующих всех несведущих о схеме переключения передач, правильности подключения переднего моста или работы систем охлаждения. На панели приборов множество стрелочных шкал, среди которых оказались спидометр и аж два датчика температуры – системы охлаждения двигателя и температуры масла.
На ранних броневиках специально для лучшей читаемости приборов ночью шкалы и указатели покрывались тонким слоем соли радия. Разумеется, радиоактивный металл ощутимо «фонил»: местами счетчик Гейгера зашкаливал на отметке 8 000 микрорентген в час (для сравнения, природный фон радиации обычно составляет 30 мкР/ч!). Однако ничего ужасного в этом не было – по крайней мере для тех, кто не намеревался нюхать или лизать эти приборы: благодаря высокому рассеиванию гамма-лучей на дистанции в один метр радиоактивный фон падал до естественного. К тому же соли радия активно применялись и в других советских приборах военного комплекса, пока не были найдены более безопасные заменители. Нет радиоактивных элементов и у нашего героя – в процессе реставрации он получил приборы, которые для лучшей читаемости покрыли безвредным люминофором.
Для связи с войсками командиру полагается радиостанция Р-113, короб которой разместился перед командирским сиденьем. Штатно БТР комплектовался пулеметом Горюнова калибром 7,62 мм, которым экипаж мог успешно отбиваться как от низколетящих воздушных целей, так и вести огонь по живой силе противника, а также – прикрывающий огонь для десантирующихся пехотинцев. Наша машина – разумеется, демилитаризованная, то есть пулемет с неё демонтирован, но хранится совсем рядом – в гараже у хозяина. Ну а в реальных боевых условиях и сами бойцы могли вести огонь прямо на ходу – через четыре лючка-бойницы в бортах машины.
За рулем
Чтобы оживить «газоновское» сердце нашего броневика, потребуется целая процедура. Забудьте о простом повороте ключа зажигания! Сначала тумблером надо включить «массу», без этого на военных автомобилях никак – отключив рычажок, мы полностью обесточиваем машину, а не выключаем мотор. Ищу следующий тумблер на панели приборов: зажигание. Щелчок – и выжимаем напольную педаль стартера, предварительно не забыв вытянуть ручку подсоса на себя (вы ведь не забыли, что наша машина карбюраторная?). Вот теперь можно и трогаться – правда, появилась новая задача: сдать назад.
Обзора назад тут нет, ориентируюсь только по вынесенным далеко вперед зеркалам заднего вида, установленных владельцем и хоть как-то облегчающим маневрирование. Ни на одной машине их не было, а для помощи неопытному водителю в осознании габаритов БТР-а на передних крыльях примостились кругляши белого цвета. Зад на табуретке без каких-либо ремней безопасности (а зачем?), руки обнимают обод руля, размерами превосходящий колесные диски этих ваших кредитных Фокусов, ноги на педалях, взгляд – в триплексы лобового стекла, и в голове уже звучит гагаринское: «Поехали!».
Помните про усилители руля, которые имели вполне широкое распространение за рубежом в те годы? Забудьте и про них! Назовите меня сексистом, но БТР – машина для настоящих мужиков, ведь чтобы повернуть рулевое колесо, нужно приложить недюжинную силу. Выжимаю длинноходную педаль сцепления, немного раскручиваю нижневальную «шестерку», почти неслышно работающую на холостых оборотах, и пятитонная махина начинает движение, издавая ласкающий слух низкочастотный гул, создающий впечатление монументальности и прочности. Если вы ожидали от БТР какой-то динамики в разгоне с места до максимальной скорости в 60 км/ч, то я вас огорчу. Разгон – как у груженого грузовика, уверенный и нерасторопный. И это недалеко от истины – ведь мы уже усвоили, что основные агрегаты тут позаимствованы от полноприводного брата ГАЗ-51, модели ГАЗ-63.
Но самое интересное начинает происходить при переключении передач – ведь коробка тут несинхронизированная, и для правильного включения нужной передачи нужно осваивать хитрую науку переключения с двойным выжимом. Хотя это для нас сегодняшних это экзотика, пережиток прошлого, а в годы молодости этой машины владение этой техникой было обязательным для водителя, чтобы он быстро не вывел из строя трансмиссию.
Даже остановить броневик не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Я плавно выжимаю педаль тормоза, а машина… не тормозит. Что такое? Ласкового отношения БТР не любит – на педаль нужно давить, словно давишь кованым сапогом капиталистическую гидру, и только после этого пятиметровая махина соизволит остановиться. Да-а, а ведь на нем служили – успели «сороковые» и повоевать в локальных конфликтах по миру.
Впервые проверку на прочность в боевых условиях «сороковой» прошел в конфликте в Венгрии в 1956 году. Использовали его и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, а в ряде стран эти машины даже состояли на вооружении и даже получали собственные модификации. Так, в Индонезии нашему герою сварили закрытый бронекорпус, на который водрузили башню с пулеметом. После обновления парка мотострелковых войск более современными бронетранспортерами «сороковые» передавались в другие роды войск, где использовались для учебных целей или в качестве машин войскового обеспечения. С вооружения России последние БТР-40 были сняты в 1993 году.
История покупки
Как вы думаете, где можно купить такой БТР? Съездить на один из военных полигонов, где, возможно, вам повезет найти остатки броневика, тихо ржавеющие на задворках и ожидающие своей участи быть сданными в ближайший пункт металлолома? Все гораздо проще. Алексей, будущий владелец, нашел его по объявлению на Авито (в очередной раз удивимся – чего же там только нельзя приобрести!), где продавался корпус с документами. Выкупив броню, Алексей привез его в Москву, где и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. Фактически, от оригинальной машины Алексею достался только бронекорпус, который впоследствии отпескоструили и привели в форму. Силовым агрегатом, «раздаткой», карданами и мостами поделился донорский ГАЗ-63, а все детали были отмыты, перебраны и заново окрашены.
Гитлер — не указ!
И вновь в стране назрели перемены, к власти пришли фашисты. Они постарались подчинить науку своим идеям. В ответ Гейгер совместно с Вернером Карлом Гейзенбергом и Максом Вином составил меморандум, представляющий мнение большинства физиков. В меморандуме содержалось требование к властям, во-первых, не вмешиваться в их работу, а во-вторых, прекратить травлю ученых на страницах национал-социалистических газет. И, наконец, ученые были явно недовольны тем, что теоретическая физика отошла на второй план, рейху нужны были только солдаты. Авторитет Гейгера был настолько непререкаем, что обращение подписали 75 физиков. Меморандум был представлен Министерству просвещения рейха в конце 1936 года. Надо сказать, что после этого обращения «натиск» на науку был ослаблен.
Возможно, Гитлер очень рассчитывал на то, что Гейгер каким-то образом поспособствует созданию атомной бомбы. Но с 1938 года состояние здоровья ученого было серьезно подорвано ревматизмом. Он гораздо чаще находился дома, прикованный к постели, чем появлялся на людях.
Некоторое улучшение здоровья произошло ближе к окончанию войны, но во время битвы за Берлин рядом с домом, в котором жил Гейгер, упала бомба. Физик и его семья не пострадали, но вынуждены были уехать в один из самых крупных районов Потсдама — Бабельсберг. Интересно, что по сценарию фильма «Семнадцать мгновений весны» именно в Бабельсберге жил выдающийся советский разведчик Макс Штирлиц.
Возможно, переезд повлиял на то, что силы 62-летнего Ганса Гейгера стали быстро таять. Он умер 24 сентября 1945 года, неделю не дотянув до своего 63-летия. К примеру, его коллега новозеландский физик Эрнест Марсден, который был семью годами моложе Гейгера, скончался спустя четверть века, в 1970 году.