Gazmarket59.ru

Газ Маркет 59
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паскаль 9 класс счетчик

Язык паскаль онлайн

    Browse: Home / Самоучитель паскаль онлайн / Математические операции в паскале – Pascal Математические функции для работы с числами


Многие начинающие программисты задаются подобный вопросом : «Какие операции можно совершать с числами в языке программирования паскаль ?». В данном уроке мы подробно ответим на этот вопрос.

Основная идея использования вложенных циклов

Основная идея использования вложенных циклов состоит в том, что даже когда некий процесс, требует цикла — повтора действий (т.н. «внешний цикл»), то даже внутри отдельного действия можно запустить свой цикл (т.н. «внутренний» или «вложенный цикл») для решения какой-то «местной» задачи.

То есть: внутри витка внешнего цикла, можно запустить цикл внутренний, тогда на один виток внешнего цикла, внутренний цикл будет каждый раз выполнять все свои витки.

  • Фикус

Сегодня я хочу рассказать вам о фикусе. Вернее, о роде растений под названием Фикус. Это очень красивое и интересное растение с плотными глянцевыми листочками. Оно распространено во многих странах нашей планеты. Фикус считается не только красивым,

Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником

Сегодня грибы очень популярный продукт питания. Из них можно приготовить большое разнообразие блюд: супы, соусы, салаты, а также грибы можно замариновать или засолить. Грибы можно собрать в лесу, а можно купить в магазине.

§ 14. Язык программирования Паскаль

Желание упростить и ускорить всевозможные расчеты присуще человеку с древних времен. Создавая различные приспособления для счета, человек прошел долгий путь. Сегодняшний компьютер способен выполнять сотни миллионов операций в секунду. Для решения вычислительных задач требуется сначала составить алгоритм их решения, а затем записать его в виде программы, используя какой-либо язык программирования.

Язык программирования устанавливает набор правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель под ее управлением.

Язык программирования Паскаль ( Pascal ) используется для обучения программированию и является базой для ряда профессиональных языков программирования.

Существует большое количество сред программирования, поддерживающих язык Паскаль: PascalABC , FreePascal, Delphi, GNU Pascal, Dev — Pascal , Rad Studio и др. В учебном курсе используется среда PascalABC (с ней вы работали, знакомясь с учебными компьютерными исполнителями).

14.1.Команда вывода

Демонстрировать работу любой программы имеет смысл только тогда, когда она выводит какую-либо информацию.

Программа на языке Pascal (тело программы) должна начинаться со слова begin , а заканчиваться словом end и точкой. Программа, состоящая из этих команд, разделенных пробелом или переводом строки, может быть запущена на выполнение, но она ничего не делает. Добавим в нее команду вывода приветствия:

Результат работы программы отражается в нижней части окна программы PascalABC в окне вывода (пример 14.1).

Команда write ( ) ; предназначена для вывода данных.

Текст, который нужно вывести на экран, заключают в апострофы (одинарные кавычки). Этот текст не анализируется и выводится на экран в том виде, в котором он записан. Текст можно записать как на русском, так и на любом другом языке. Текстом может быть произвольный набор символов.

В программе может быть несколько команд вывода. Если необходимо вывести текст, записанный в несколько строк, то используют команду writeln ( ). Буквосочетание « ln » (сокращение от англ. line — линия, строка), записанное в конце команды, означает, что после вывода нужно перевести курсор в новую строку.

Пример 14.2. Выведем на экран компьютера следующий текст: « Привет! Я компьютер. Я умею выполнять программы! Сегодня ты написал свою первую программу, а я ее выполнил. Сейчас на экране – результат этой программы ».

Читайте так же:
Какие счетчики сайтов лучше установить

Используя сочетание команд write и writeln , текст можно расположить по-разному.

Как вы уже знаете, текст в команде write ( ), записанный в кавычках, не анализируется. Если кавычки опустить, то производится анализ тех данных, которые записаны в скобках. Например, если в скобках написать арифметическое выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем выводится результат.

Пример 14.3. Посчитаем значение выражения 2 + 2 ∙ 2.

Если записать выражение в кавычках, то будет выведено само выражение. При отсутствии кавычек на экран будет выведено значение данного выражения.

14.2. Понятие типа данных

На практике редко приходится писать программы, которые решают только одну задачу. Обычно программы пишутся для решения целого класса задач, которые можно сформулировать в общем виде.

С такими задачами вы уже сталкивались в курсе математики. Например, решение задачи «Найдите площадь прямоугольника» можно записать так: S = ab , где переменные a и b обозначают соответственно длину и ширину прямоугольника, а S — площадь. Зная эту формулу, можно найти площадь любого прямоугольника.

В программировании для решения задач в общем виде также используют переменные. Поскольку с такими переменными будет работать компьютер, то они должны храниться в его памяти.

Информацию, представленную в пригодном для обработки на компьютере виде, называют данными.

Переменная в программировании — это именованная ячейка памяти, хранящая значение переменной.

Компьютер может обрабатывать данные разных типов: целые и действительные числа, символы, тексты и др.

Тип данных определяет способ хранения данных в памяти компьютера, диапазон возможных значений данных и операции, которые с этим типом данных можно выполнять.

Для того чтобы использовать какую-либо переменную, ее необходимо описать. Описание переменных выполняется до начала программы (команды begin ) (пример 14.4). При описании переменной выделяется память для хранения значения этой переменной. В процессе выполнения программы значение переменной может изменяться.

Для описания переменных используется команда var (сокращение от англ. variable — переменная).

Формат записи команды следующий:

Для обозначения имени переменной используются буквы латинского алфавита, цифры и знак «_». Первым символом должна быть буква или знак подчеркивания.

Тип данных real в языке программирования Pascal позволяет работать с числами и выполнять над ними арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

14.3. Оператор присваивания

Одной из основных команд для обработки данных в программе является оператор присваивания.

Оператор присваивания предназначен для того, чтобы:

  • задавать значения переменным;
  • вычислять значения арифметического выражения (результат вычисления будет записан как значение переменной).

Формат записи оператора присваивания:

В записи арифметического выражения используются знаки математических действий — сложения, вычитания, умножения, деления:

Запись в Pascal

Приоритет выполнения операций соответствует принятому в математике: сначала выполняются умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Для изменения порядка действий в выражениях можно использовать скобки.

Для записи обыкновенной дроби используется знак деления. Знак умножения опускать нельзя. Целая часть дробного числа отделяется от дробной части точкой.

14.4. Ввод данных

Начальные значения переменным можно задавать не только с помощью оператора присваивания, но и путем ввода с клавиатуры. В этом случае, если необходимы вычисления с новым набором значений исходных данных, текст программы не нужно изменять.

Команда read ( ) предназначена для ввода данных. В скобках через запятую перечисляются имена переменных, значения которых необходимо ввести.

Ввод данных происходит в нижней части окна программы PascalABC . Для этого используется окно «Ввод данных». После нажатия кнопки «Ввести» или клавиши « Enter » введенные значения переносятся в окно вывода. После завершения работы программы в этом же окне будет выведен результат (пример 14.8).

Читайте так же:
Счетчик численности населения литвы

14.5. Структура программы

Все программы на языке программирования Pascal имеют общую структуру.

В программе можно выделить следующие разделы:

  • заголовок программы (является необязательным);
  • подключаемые библиотеки (модули) (если подключать дополнительные библиотеки не нужно, раздел отсутствует; известные библиотеки: Drawman, Robot, RobTasks );
  • описание переменных с указанием их типа;
  • описание вспомогательных алгоритмов (если использовать вспомогательные алгоритмы не нужно, раздел отсутствует);
  • beginend. — служебные слова, обрамляющие тело основной программы, в которой находятся исполняемые команды. Слово begin начинает исполняемую часть программы, а end . (точка в конце обязательна) ее завершает.

Таким образом, в минимально возможном наборе программа состоит только из пустого тела программы: begin end . Программа, содержащая все разделы, представлена в примере 14.9.

Для каждого раздела определено ключевое служебное слово, которым начинается данный раздел программы. При написании программы ключевые слова выделяются полужирным шрифтом.

Электронно-вычислительная машина (ЭВМ) — комплекс технических средств, где основные функциональные элементы (логические, запоминающие, индикационные и др.) выполнены на электронных приборах, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных задач.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский ученый, специалист по информатике, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2, Оберон.

По традиции, начавшейся в 1978 г. с примера из книги Брайана Кернигана и Денниса Ритчи «Язык программирования Си», первая программа на любом языке программирования должна выводить на экран приветствие миру:

Окно среды PascalABC с результатом работы программы:

Видео на тему: Установка Turbo Pascal на ОС Win7 64-bit. Основы программирования. Паскаль. Урок №1.

1. Подготовка к работе в Pascal

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы в Pascal

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

  1. Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
  2. Цифр: 0. 9;
  3. Специальных символов: + — * / = . ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «

Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Второй способ

Следующий предлагает вычислить факториал в «Паскале» с помощью оператора repeat.

Конструкция цикла: repeat until ;

Чтобы понять, как работает программа, рассмотрим её построчно:

  • 2 – константе n назначается число, для которого выполняется вычисление;
  • 7 – начало цикла;
  • 8, 9 – расчёт факториала и увеличения счётчика i;
  • 10 – конец тела цикла;
  • 11 – проверка условия, поскольку условие располагается после последовательности операторов, повтор действий будет выполнен как минимум один раз.
Читайте так же:
Можно ли поставить второй счетчик

TURBO PASCAL

При записи программы на языке программирования можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом языка. Алфавит языка Паскаль составляют буквы, цифры и специальные символы (знаки операций и ограничители). Специальный символ может быть одной литерой или парой литерой. В последующем изложении будем использовать:

заглавные буквы латинского и русского алфавитов:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ь Э Ю Я

арабские цифры:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

знаки операций:

ограничители:

Из символов алфавита строят более сложные конструкции — слова, словосочетания, предложения. Слово — это некоторая минимальная единица языка самостоятельного значения, представляющая собой образованную в соответствии с некоторыми правилами последовательность символов. В языке Паскаль под словом понимают число, строку, имя. Словосочетание — это группа слов, имеющая некоторый смысл. В языке программирования эта конструкция, состоящая из слов и символов и задающая правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Предложение либо задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, и называется оператором, либо описывает структуру и организацию данных — объектов языка, над которыми эти действия производят, и называется описанием. Совокупность описаний и операторов, объединённая единым алгоритмом, образует программу. Для того чтобы научиться писать программы, необходимо изучить синтаксис языка (правила записи его конструкции) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).

Рассматривая понятие слова в языке Паскаль, следует отметить, прежде всего, существование некоторого набора служебных (ключевых) слов, назначение которых в языке строго определено (зарезервировано) и которые не могут быть использованы с другой целью. Служебные слова используются, например, для обозначения операторов (CASE — оператор выбора, IF, THEN, ELSE — оператор условного перехода), описаний (CONST — констант, VAR — переменных), некоторых операций (DIV — целочисленного деления). В таблице приведён список служебных слов языка Паскаль, пояснения значений которых будут вводиться по мере изучения средств языка.

Числа записываются в программе в десятичной системе исчисления и могут быть целыми и действительными, положительными и отрицательными. Положительный знак числа (+) может быть опущен как для целых, так и для действительных чисел.

Действительные числа изображаются в естественной форме и полулогарифмическая (показательной). В естественной форме число должно содержать десятичную точку, применяемую вместо десятичной запятой, причём число не может начинаться или заканчиваться точкой.

Пример 1

( неправильно записанные числа ):

15. — оканчивается точкой;

.65 — начинается сточки;

155.27.54 — содержит две точки.

Полулогарифмическая форма записи используется для представления очень больших или очень маленьких чисел, которые нелегко изобразить обычной десятичной записью. Например, масса покоя электрона приблизительно равна 0,000000000000000000000000000000910956 г. Такие числа чаще записывают в более удобном виде с десятичным множителем: 9,10956*10 -28 . При записи таких чисел в языке Паскаль часть числа, которая читается как «умножить на десять в степени», обозначается буквой Е и число в программе выглядит следующим образом: 9.10956Е-28. Цифры, предшествующие букве Е, образуют мантиссу числа, цифры, следующие за буквой Е — порядок. Мантисса и порядок могут иметь знак «+» или «-«. Следует помнить, что при написании числа мантисса не должна отсутствовать или начинаться или оканчиваться точкой.

Читайте так же:
Счетчик алкоголя когда можно за руль

Пример 2

( правильно записанных чисел записанных в полулогарифмической форме ):

-0.131E5

50E7

-5E-02

123.7E-5

Пример 3

( неправильно записанных чисел ):

Е-05 — отсутствует мантисса;

-5.Е02 — мантисса числа оканчивается точкой;

-Е12 — отсутствует мантисса;

Допустимый диапазон изменения целых и вещественных чисел зависит от конкретной реализации языка. Попытка использовать числа, значения которых лежат за пределами допустимого диапазона, приведёт к ошибке.

Строка — это последовательность символов языка, заключённая в апострофы (одиночные кавычки). Если в строку необходимо включить сам апостроф, то его записывают дважды.

Пример 4 (строки)

‘A’

‘таблица значений’

‘контрольная работа по курсу электротехника’

‘XYZ’

‘575’

‘0.5+17E-5’.

Пример 5

( неверно записанные строки ):

‘CONST — нет конечного апострофа;

PROGRAM — апострофы отсутствуют совсем;

‘15.8’E5 — апостроф стоит не в конце строки;

‘+*.;» — не хватает ещё одного апострофа в конце строки.

Используются строки для работы с текстами, например для вывода текстов и комментариев на печать. Максимальная длина строки определяется конкретной реализацией языка.

Имена (идентификаторы) служат для обозначения различных объектов и конструкций программы и отличаются от служебных слов тем, что выбираются (назначаются) самим программистом по следующему правилу: имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Длина имени во многих реализациях языка не ограничивается, однако рекомендуется, чтобы она не превышала 6-8 символов. Следующие имена составлены без ошибок:

X Y22M РАЗМЕР GAMMA ALFA R15

А такие имена, наоборот, ошибочны:

4ABC — начинается с цифры;

Y.22 — содержит недопустимый символ — точку;

A+B — содержит недопустимый символ — знак «+»;

РАЗМЕР ПАЛЬТО — пробелы в имени недопустимы.

Выбор имени следует осуществлять исходя из логической или физической сущности обозначаемого объекта, при этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. в пределах области определения имя должно быть уникальным (каждому имени должен соответствовать лишь один обозначаемый объект и, наоборот), в противном случае соответствие между именем и обозначением объекта будет неоднозначным;
  2. в качестве имён не разрешается использовать служебные слова;

Служебные слова языка Паскаль
ANDFILEOFTYPE
ARRAYFORORUNTIL
BEGINFUNCTIONPACKEDVAR
CASEGOTOPROCEDUREWHILE
CONSTIFPROGRAMWITH
DIVINRECORD
DOLABELREPEAT
DOWNTOMODSET
ELSENILTHEN
ENDNOTTO

в языке определён некоторый набор заранее предопределённых имён, их называют стандартными; программист может предопределить эти имена (использовать не по стандартному значению), но делать это не рекомендуется;

Стандартные идентификаторы языка Паскаль
КонстантыТипыПроцедурыФункцииФайлы
FALSEBOOLEANGETABSINPUT
TRUECHARNEWARCTANOUTPUT
MAXINTINTEGERPACKCHR
REALPAGECOS
TEXTPUTEOF
READEOLN
READLNEXP
RESETLN
REWRITEODD
UNPACKORD
WRITEPRED
WRITELNPOUND
SIN
SQR
SQRT
SUCC

Длинные имена или имена, состоящие из нескольких слов, следует сокращать, например, в качестве имени выбрать его первые три согласные буквы:

РАЗМЕР——————————-РЗМ
ДЛИНА СТОРОНЫ——————————-ДЛН
GAMMA——————————-GMM
  • следует избегать схожих по виду имён (AX1 и AXI), подобных по написанию символов в пределах одного идентификатора (DO20, где второй символ — буква O, последний — цифра 0);
  • если в имени нужно использовать цифры, то лучше писать их в конце идентификатора (A32, REG15).
  • Рассмотрим несколько подробнее, для обозначения каких объектов и конструкций служат имена (идентификаторы). Прежде всего, следует отметить, что имена используются для обозначения данных — величин, над которыми в программе используется для обозначения данных — величин, над которыми в программе производятся некоторые действия. Постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Константы в программе могут быть представлены либо непосредственно своим значением (числом, строкой), либо именем. Для некоторых констант в языке определены стандартные имена. Величины, которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. Переменные в программе могут быть представлены только именем. В машине каждой величине отводится определённая область памяти, где хранится её значение.

    Читайте так же:
    Аква с установка счетчиков

    Данные могут быть различных типов. Например, константа может быть числом (целым или вещественным), строкой. Переменная, подобно константе, также может быть арифметической (значение переменной — число) или строковой (значение переменной — строка). Арифметические переменные могут быть целыми или вещественными. Тип константы определяется формой её записи. Задание типа переменной осуществляется с помощью указания некоторого имени (стандартного или определённого пользователем) в специальной конструкции языка, называемой описанием. Переменным вещественного вида соответствует имя — REAL, целого — INTEGER.

    И наконец, имена используются для обозначения всей программы и отдельных её частей (процедур и функций), дающих описание некоторого сложного действия или группы действий, производимых над данными и имеющих некоторое самостоятельное значение. Алгоритмы отдельных широко используемых процедур и функций уже составлены разработчиками языка, и их программные описания хранятся в машине в специальной области памяти. Для этих процедур и функций установлены стандартные имена, а сами они называются стандартными процедурами и стандартными функциями. Программист, как только ему потребуется указанный алгоритм, вызывает необходимую процедуру или функцию, указывая программе её имя и данные, которые её необходимы.

    Пример 6

    Для иллюстрации введённых понятий рассмотрим программу, реализующую тривиальный алгоритм сложения двух произвольных действительных чисел и печати результата:

    Program SUMMA;
    Var A, B, C : Real;
    Begin
    Read(A,B);
    C := A + B;
    Writeln(РЕЗУЛЬТАТ СУММИРОВАНИЯ);
    Writeln(‘C=’,C)
    End.

    Первая строка является заголовком программы, где PROGRAM — служебное слово, SUMMA — имя программы. Далее идёт раздел описания данных, в котором переменные A, B, C, участвующие в вычислениях, объявлены как переменные действительного типа. Здесь VAR — служебное слово, обозначающее раздел описания переменных, REAL — стандартное имя, обозначающее действительный тип. Описание всех переменных программы обязательно! BEGIN, END — служебные слова, ограничивающие раздел операторов. После служебного слова END, определяющего одновременно и конец программы, ставится точка. Оператор ввода READ осуществляет вызов стандартной процедуры ввода, в результате выполнения которой переменные А и В получат (приобретут) задаваемые числовые значения. Эти значения являются, как правило, исходными данными решаемой задачи.

    Следующий оператор — оператор присваивания — обозначается символом :=, справа от которого стоит вычисляемое выражение, а слева — имя переменной, которой присваивается вычисленное значение. Оператор WRITELN — оператор вывода — также является вызовом стандартной процедуры. Если в этом операторе указана константа, то она непосредственно выводится на печать, если указано имя переменной, то на печать выводится её значение. В примере осуществляется печать текстов, заключённых в апострофы, а затем значения переменной С. Точка с запятой в языке Паскаль является разделителем между операторами. Пробелы являются разделителями между именами, числами и служебными словами, причём внутри имён, чисел и служебных слов пробелы встречаться не должны. Операторы в программе, если нет специальных указаний, выполняются слева направо и сверху вниз (естественный ход выполнения программы).

    На главную страницу
    (с)Все права защищены

    По всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector