Счетчик километров для велосипеда механический
Цифровой спидометр для велосипеда
Для велосипедиста в процессе движения важно знать скорость велосипеда и пройденный путь. Определение длины велопробега довольно просто решается с помощью механического прибора, серийно выпускаемого промышленностью и устанавливаемого на одну из вилок колеса. Механический указатель скорости велосипеда не получил широкого применения.
Общий принцип работы
цифрового велоспидометра заключается в следующем. Светодиод типа АЛ107Б в инфракрасной области непрерывно генерирует световые импульсы, которые принимаются фотодиодом ФД-9 и далее усиливаются операционным усилителем К140УД1А. Светодиод и фотодиод устанавливаются на вилке одного из колес велосипедиста друг против друга между спицами на расстоянии 1…2 см. Когда спица закрывает световое излучение, то на фотодиоде и выходе операционного усилителя на время пролета спицы устанавливается уровень логического 0. Специальная триггерная схема непрерывно анализирует состояние между входом и выходом оптопары и при исчезновении импульсов с фотодиода формирует сигнал, соответствующий времени пролета спицы между светодиодом и фотодиодом. Далее генерируется определенный интервал времени, в течение которого суммируются все спицы, зафиксированные оптопарой. Полученная сумма и даст скорость велосипеда, так как количество промелькнувших спиц линейно возрастает со скоростью велосипеда. Изменением длины интервала суммирования (счета) добиваются необходимой калибровки прибора.
Принципиальная схема и временные диаграммы работы цифрового велоспидометра приведены соответственно на рис. 1 и 2.
На микросхемах DD1.1 и DD1.2 собран генератор импульсов с периодом следования около 20 мкс. Последовательность этих сигналов усиливает и одновременно инвертирует транзистор VT1, в коллекторной нагрузке которого включен светодиод VD1 типа АЛ107Б. Импульсы светового излучения на длине волны около 1 мкм принимает фотодиод V D2 типа ФД-9, включенный между входами операционного усилителя DA1. Соотношением резисторов R4 и R5 устанавливают необходимую чувствительность фотоприемной схемы. Tранзистор VT2 согласует выход усилителя DA1 с требуемым входным потенциалом КМОП микросхем. Конденсатор C2 не пропускает постоянную составляющую на базу транзистора VT2. Tриггеры DD3.1 и DD3.2 непрерывно следят за состоянием между входом и выходом оптопары. В исходном состоянии, когда спица не закрывает световое излучение, триггер DD3.1 по S-входу устанавливается в единичное состояние, а триггер DD3.2 по R-входу — в нулевое. Tриггер DD5.1 делит частоту с генератора на микросхемах DD1.1 и DD1.2 на два. Как только спица велосипеда закрывает световое излучение, импульсы с выхода триггера DD5.1 по синхровходу С сбрасывают в нуль триггер DD3.1. Если через два последующих такта не приходит сигнал с фотодиода, то триггер DD3.2 устанавливается в единицу, тем самым формируя фронт + 1 для суммирования количества спиц. Одновременно по входу R блокируется в нуль триггер DD5.1, запрещая прохождение сигналов со входа оптопары. В таком состоянии схема находится несколько секунд, пока спица закрывает световой поток. Длительность времени пролета спицы определяется скоростью велосипеда и толщиной спицы. Когда открывается световой поток, срабатывает фотодиод VD1, и все триггеры по входам R и S устанавливаются в исходное состояние. Tриггер DD5.1 необходим для ликвидации «дребезга» схемы при входе спицы в полосу светового излучения. Микросхемы DD1.5 и DD1.6 совместно с конденсатором СЗ и резисторами R8 и R9 образуют генератор импульсов, во время действия которых суммируется количество спиц за определенный промежуток времени (tсч= 100-200 мс). Резистором R8 плавно регулируется длительность интервала счета.
Следует отметить, что у различных типов велосипеда интервал счета также различен. Он определяется в зависимости от радиуса колес, количества спиц и других параметров. Поэтому величина tсч, для каждого велосипеда устанавливается экспериментально. Cхема велоспидометра непрерывно определяет скорость велосипеда с периодом 8tсч (от 1 до 1,5 с), в результате чего можно оперативно следить за изменением скорости на определенных участках пути: с горы, при ускорении или торможении. Причем на время tcч индикаторы погашены, а на время tинд = 7tсч индицируется сумма количества спиц, которая и определит скорость велосипеда в единицах измерения км/ч за данный промежуток времени.
Погрешность измерения зависит от стабильности интервала (и при изменении уровня питающего напряжения и температуры окружающей среды и не превышает 3…5%.
Схема счета и индикации работает следующим образом.
Tактовые сигналы с генератора на микросхемах DD1.5 и DD1.б поступают на триггеры DD4.1 и DD4.2, которые делят исходную частоту на четыре. При поступлении с выхода микросхемы DD4.2 фронта восьмого импульса цепочка микросхем DD1.3, DD2.3 и DD2.4 формирует короткий сигнал для сброса в нуль по установочным R-входам триггера DD5.2 и цифровых индикаторов DD6 и DD7. Сигнал логического 0 с инверсного выхода микросхемы DD5.2 гасит индикацию по входу Г DD6 на время tсч. Одновременно импульс логической 1 с прямого выхода микросхемы DD5.2 разрешает на время гсч проход сигналов суммирования +1 с микросхемы DD2.2.
В состав индикатора DD7 входит внутренний десятичный счетчик, который суммирует эти сигналы. При поступлении на счетчик DD7 десятого импульса на выходе Р формируется сигнал переноса, который поступает на индикатор DD6. Первым последующим тактом с генератора триггер DD5.2 переходит в нулевое состояние, в результате чего запрещается счет импульсов и высвечивается сумма количества спиц на время 7tсч. Далее цикл повторяется вновь. Резисторы R11 и R12 уменьшают яркость свечения индикаторов, сокращая потребляемую мощность от источника питания. Велоспидометр включается в работу кнопкой SB1. В первый такт измерения (около 1 с) за счет переходных процессов возможно неверное определение скорости велосипеда, после чего каждую секунду высвечивается точное значение скорости до выключения питания.
Наладку спидометра
начинают с проверки осциллографом работы генератора на микросхемах DD1.1 и DD1.2. на коллекторе транзистора VT1 должна быть последовательность импульсов с периодом следования около 20 мкс. Далее размещают светодиод и фотодиод друг против друга на расстоянии 1…2 см и проверяют наличие импульсов на выходе операционного усилителя DA1. Резисторами R4 и R5 устанавливают такую чувствительность фотоприемной схемы, при которой еще сохраняются сигналы на коллекторе транзистора VT2 при увеличении расстояния между светодиодом и фотодиодом до 4…5 см. Проверяют исходное состояние триггеров DD5.1, DD3.1 и DD3.2 согласно временным диаграммам рис. 2. Затем налаживают схему индикации и счета. Длительность импульсов на выводе 13 микросхемы DD5.2 должна плавно регулироваться резистором R8 в пределах от 100 до 200 мс. Подается напряжение +9 В на входы Г индикаторов DD6 и DD7 и на вывод 5 микросхемы DD2.2, а входы R индикаторов DD6 и DD7 заземляют. Если между светодиодом и фотодиодом поместить предмет толщиной со спицу велосипеда, то на индикаторах должна прибавиться единица. После этого следует восстановить схему согласно рис. 1. Калибровку схемы производят в процессе движения резистором R8.
О заменах деталей.
Вместо фотодиода ФД-9 можно использовать фотодиоды ФД-10, ФД-5, ФД26К, ФД27К, ФД265А, но тогда уменьшится чувствительность схемы, которую можно увеличить изменением резисторов R4 и R5. Возможно использование светодиодов АЛ107А, АЛ107Б, АЛ115А, АЛ115Б, АЛ118А, АЛ118Б, а также операционных усилителей К140УД1Б. Микросхемы серии К564 можно заменить серией К561, которая более критична к уровню питающего напряжения и исполнена в другом пластмассовом корпусе. Подстроечный резистор R8 типа СП3- 16а, однако лучше применять резисторы с фиксатором ручки потенциометра, так как в процессе езды возможны толчки и смешение движка резистора. Тип разъемов XI—Х5 можно выбрать по своему усмотрению, но для обеспечения надежности лучше использовать разъемы с резьбовым соединением.
Конструкция и установка схемы.
Вид печатной платы велоспидометра представлен на рис. 3 и 4. Она изготовлена из двустороннего стеклотекстолита и установлена вместе с источником питания GB1 в специальный герметичный корпус с разъемами XI—Х5.
На рис. 5 показана плата индикаторов, которая крепится либо на торцевой части коробки, либо на руле велосипеда и соединяется с основной схемой гибкими проводниками. Возможные варианты установки рабочих элементов схемы на велосипеде представлены на рис. 6 и 7.
В первом варианте корпус со схемой, индикаторами, источником питания крепится под рулем велосипеда. Светодиод и фотодиод устанавливаются на передней вилке, а кнопка В1 — на руле. Во втором варианте оптопара крепится на заднем колесе, схема с источником питания — под сиденьем, а индикаторы с кнопкой — на руле. Можно положить корпус со схемой просто в кобуру для ключей. Тип крепления элементов к раме каждый радиолюбитель может выбрать по своему усмотрению в зависимости от размеров, конструкции вилок и типа велосипеда.
С.Гудов. В помощь радиолюбителю №107, 1990г.
Функциональные свойства прибора
Современный электронный одометр
У многих начинающих водителей возникает вопрос, а зачем вообще иметь представление, какой километраж у вашей машины, неужели эти цифры так важны? Чрезвычайно важны. Показатели одометра, показывающие общий километраж, снимают в таких случаях:
Можно сбросить показания одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.
- покупка автомобиля. Числовые показатели пройденных километров служат идентификатором технического состояния ходовой части и автомобиля в целом;
- расход топлива. Обнулив показания суточного прибора и заправив бак машины, вы можете определить расход топлива на 100 км пробега;
- точное расстояние между двумя населенными пунктами.
Что касается результатов суточного одометра, то его показатели будут полезны для водителей, заработная плата которых зависит от пробега транспорта. Обращаем внимание, что у вас есть возможность провести сброс одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.
Шаг №2. Определить предпочтения по типу устройства
Получать данные о своих велопутешествиях можно тремя способами:
- С помощью велокомпьютера. Это специальное устройство, которое крепится непосредственно на велосипед, поэтому применить его для других целей невозможно. Среди достоинств водонепроницаемость, маленькие размеры и ударопрочность.
- С помощью фитнесс-монитора. Это многоцелевое устройство, которое можно прикрепить к рулю велосипеда и выставить соответствующие настройки. Также фитнесс-мониторы можно использовать во время бега, плавания и в пеших походах.
- С помощью смартфона и специального приложения. Имеет больше недостатков, чем достоинств, например, плохо защищен от влаги и повреждений, его сложно прикрепить к велосипеду, а постоянно включенные экран и GPS очень быстро тратят заряд батареи.
Шаг 3. Дисплей
Этот дисплей теоретически необязателен, но вам нужно что-то, чтобы отображать скорость и расстояние в реальном времени. Думать об использовании ноутбука совершенно абсурдно. Мы использовали 0,96-дюймовый OLED-дисплей с I2C в качестве протокола связи между ведомым и ведущим устройствами.
Изображения выше показывают три режима, между которыми автоматически переключается Arduino.
- «Start» в правом нижнем углу — это когда Arduino только начал работу и успешно загрузился.
- Скорость в км/ч. Этот режим отображается только тогда, когда велосипед находится в движении, и автоматически отключается после его остановки.
- Последний, с метрами в качестве единиц, очевидно, — расстояние, которое прошел вел. Как только вел останавливается, Arudino переключается на отображение расстояния в течение 3 секунд.
Эта система не идеальна. Он на мгновение отображает пройденное расстояние, даже когда байк находится в движении. Может это не идеально, но это достаточно мило.
Подборка функциональных GPS-велокомпьютеров для велосипеда на лето 2021 года
Беспроводной велокомпьютер с GPS чертовский удобная и точная штука для велосипедиста: как новичка, так и спортсмена.
Новичку удобно: не нужно тянуть провода, все параметры берутся с сигнала GPS, и есть трек, всегда можно посмотреть на карте. Спортсмену плюс — поддержка беспроводных датчиков: пульс, каденс и даже мощность. Можно следить за тренировками.
Все перечисленные велокомпьютеры я покупал сам и тестировал в долгих поездках на обычном велосипеде с внешними датчиками и электровелосипеде.
Рассмотрим проверенные варианты с большим количеством заказов.
iGPSPORT iGS620
Открывает подборку флагман от компании iGPSPORT. Модель IGS620 вобрала в себя максимум возможностей велокомпьютера. Сам использую такой.
- GPS+Beidou+Glonass
- 2,2″ цветной экран
- Bluetooth 4.0, WIFI 802.11 b/g/n, мобильное приложение
- 1200 мАч, 22 часа автономной работы
- 4 Гб памяти, Около 3000 ч поездок
- Защита от воды IPX7
Поддержка ANT+ датчиков: пульса, скорости, каденса, мощности и комбинированный датчик скорости и каденса.
Есть навигация, поддержка электронной трансмиссии Shimano Di2 и мобильные уведомления!
iGPSPORT iGS50E
Модель от того же производителя, но проще функционально: без навигации и цветного экрана, но с долгим временем работы и так же поддерживает GPS и датчики ANT+. Он на заглавном фото.
- Наглядный ч/б экран 2,2″
- 40 часов работы
- 200 часов записи поездок
- Барометр, датчик движения
- Защиты от воды IPX7
- Размеры 86х54х18 мм
В этом лоте есть датчики на выбор и выносное крепление на руль.
CooSpo BC200
Велокомпьютер CooSpo BC200 сбалансированная модель с длительным временем работы (36 ч) и поддержкой русского языка. У модели большой и наглядный экран ч/б 2,4″ и удобно структурированное меню.
Выгрузка треков возможна через смартфон (мобильное приложение) и компьютер.
BC200 поддерживает следующие датчики (Ant+ и BT 5.0):
- Пульсометр
- Датчик измерения мощности
- Датчик скорости
- Датчик каденса
- Комбинированный датчик скорости/каденса
CYCPLUS M1
У этой модели большой FSTN экран 2,9 дюйма и точный GPS приемник на чипе Switzerland Ublox.
- Защита от воды: IPX6
- Размеры: 90*53*20 мм
- Аккумулятор: 1100 мАч
- Память поездок: 200 ч
- Время работы: 30 ч
- Время зарядки: 3,5 часа
- Беспроводное соединение: Bluetooth 4.0
Поддерживаемая периферия: датчик скорости, датчик каденса, датчик частоты сердечных сокращений и датчик мощности.
Подсветка экрана у М1 автоматическая, компьютер вычисляет время восхода и заката по сигналу GPS.
XOSS G Plus
Одина из самых доступных моделей с поддержкой датчиков ANT+
- Экран 1,8″
- Защита от воды IPX7
- Автономная работа 25 часов
- Автоматическая подсветка
Крепление на руль входит в комплект.
Поддержка мобильного приложения и синхронизация с сервисом Strava
SHANREN Discovery Pro
Необычный GPS велокомпьютер совмещенный в велофарой (съемной) и имеет свтодиодное настраиваемое ДХО.
- Беспроводные протоколы: Blue 4.0 / ANT+
- Яркость фары: 260 Лм
- Данные на экране: Скорость/Путь/Время поездки/Высота/Уклон/Часы
- Датчики: Каденс/Пульс/Мощность
- Аккумулятор: 2800 мАч
- Запись поездок: 410000 км
- Время работы: 96 ч
- Режимы фары: Максимум/Средний
- Время работы фары: 3/6 ч
- Время зарядки: 2 ч (5 В/1.5 A)
- Защита: IP65
Функционал очень богатый, есть поддержка возвратной навигации и синхронизация со Strava.
CYCPLUS G1
Завершает подборку модель CYCPLUS G1: мини GPS велокомпьютер с упрощенным функционалом (без записи трека и поддержки датчиков), но с наглядным экраном. Интересный вариант для электросамокатов.
- Экран: 2,0″ FSTN
- Размеры: 55х55х22 мм
- Масса: 52 г.
- Аккумулятор: 600 мАч
- Порт зарядки: Micro USB
- Время работы: 10 часов
- Время зарядки: 2 часа
- Водонепроницаемость: IPX6
Это компактный индикатор скорости, времени и пробега (не для спортсменов), зато недорого и без проводов.
Надеюсь, подборка GPS велокомпьютеров была полезна и Вы выберете себе вариант для своего велосипеда с необходимыми функциями.
Шаг 2: Необходимые материалы
Проект недорогой и может обойтись вам в 300-700 рублей. Сборка потребует от вас некоторые умения в пайке.
Материалы для сборки:
- Плата Ардуино – если вы возьмёте Ардуино Про Мини, то для программирования вам также понадобятся Ардуино Уно или адаптер usb-ttl (как программировать Ардуино Про Мини через Ардуино Уно) или используйте Ардуино Микро или Ардуино Уно.
- Дисплей Ардуино 16×2
- 3.7805 voltage regulator (increases the control over the contrast no major difference -optional)
- 2x выключателя для задней подсветки (опционально)
- Резистор на 220 Ом
- Потенциометр на 10k Ом
- Джамперы мамы и папы, если вы хотите, чтобы Геркон был съемным
- Геркон
- Провода
- Мгновенный переключатель, чтобы менять режимы
- Конденсатор 0.1uf чтобы уменьшить дибаунс кнопки
- Резистор 10k Ом
Список необходимого инструмента:
- Паяльник
- Припой
- Корпус
- Что-то наподобие дремеля, чтобы прорезать в корпусе отверстия для установки электроники и дисплея
- Горячий клей или что-то подобное для закрепления компонентов на местах.
Ремонт механического датчика
Ремонт и обслуживание приборов образца прошлого века, как правило, производится механиком. Ремонт прибора не является сложным, но требует хороших знаний конструкции и ее особенностей, а также требует аккуратности исполнения, иначе агрегат может потерять точность.Ремонтные работы подразумевает под собой частичный разбор трансмиссии, а это также представляет собой сложность. Поэтому не стоит владельцу автомобиля самостоятельно браться за ремонт, если он не имеет определенного опыта и требуемых инструментов и запчастей. В противном случае владелец подвергает риску механизм в целом.Отыскать изношенную или сломанную деталь можно только в процессе разборки агрегата и осмотра его комплектующих.Большинство деталей, к счастью, не являются редкими и, на сегодняшний день, в любом автосервисе все необходимые детали всегда есть в наличии, что в свою очередь, ускоряет процесс ремонта.Устройство механического датчика, в настоящий момент, является устарелой. А современный датчик состоит из:
электронной части, которая преобразует вращение движения в электронный сигнал;
механической части, которая передает вращающие движения от коробки передач.
ВАЖНО! В России, согласно ПДД, запрещается передвигаться на транспорте, в котором не работает или некорректно работает спидометр.