Штрафы энергонадзора за счетчик
В России ущерб за нелегальное использование энергетических ресурсов превышает миллионы. Наказание за подобное нарушение предусматривается несколькими законодательными актами:
- Уголовным кодексом;
- КоАП;
- Гражданским кодексом.
Наказание за воровство предусматривается статьей 165 Уголовного кодекса – за причинение материального урона государству. Самый большой штраф за электроэнергию «мимо счетчика» составляет 80 000 рублей.
За незаконный электросчетчик на потребителей накладывается административная ответственность. В соответствии со статьей КоАП определяется, какой штраф назначается за воровство электроэнергии:
- физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 1 500 до 2 000 рублей*;
- предприятия и юридические лица будут штрафовать на сумму от 40 000 рублей.
На лица при исполнении накладываются санкции в размере от 3 000 рублей. Размер штрафов одинаков для всех регионов. Такие же суммы оплачиваются жителями Москвы и Санкт-Петербурга.
Вступили в силу новые правила для владельцев электросчетчиков: и проверки будут, и штрафы есть
С 1 июля 2020 года, как и планировалось, вступают в силу нормы закона «об умных электросчетчиках» (от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ).
И вместе с ними существенно меняются правила по эксплуатации счетчиков электроэнергии (Постановление Правительства от 18 апреля 2020 г. № 554). Разберем, как это коснется непосредственно нас, граждан-потребителей , — отмечают эксперты портала Юридические тонкости .
- 1. Нужно ли срочно менять свой электросчетчик?
- 2. Когда поставят «умные электросчетчики»?
- 3. Как будем передавать показания счетчиков?
- 4. Как будут проходить проверки счетчиков?
1. Нужно ли срочно менять свой электросчетчик?
Такой необходимости нет. С 1 июля все обязанности по коммерческому учету электроэнергии переходят на гарантирующего поставщика или сетевую организацию (далее для удобства буду называть их «энергокомпания»).
Это значит, что она должна заменить счетчик в случае, если прежний выйдет из строя. К таким случаям относятся:
- истечение срока межповерочного интервала или срока эксплуатации (они указаны в техпаспорте счетчика),
- а также поломка счетчика или его утрата,
- или же первичное подключение жилого объекта к энергосетям.
Отсутствие счетчика также предусмотрено в числе этих обстоятельств.
Так что с июля потребитель может потребовать от энергокомпании поставить ему новый счетчик, если такового нет в его жилом помещении. А пока ни одно из указанных обстоятельств не наступило, у нас должны принимать показания имеющихся счетчиков.
Для замены счетчика нужно будет подать заявку в энергокомпанию — с этого момента у нее есть 6 месяцев на то, чтобы ее исполнить.
За нарушение этого срока компания заплатит неустойку потребителю: в первые 3 месяца — 50% от стоимости своих услуг, далее — в размере 100% (т. е. можно рассчитывать на снижение платы за электричество).
Однако неустойка начисляется с месяца, в котором получена претензия от потребителя — поэтому очень важно своевременно направить ее в адрес энергокомпании.
За период до того, как энергокомпания поставит новый счетчик, плата за электричество будет начисляться по т. н. замещающей информации.
Это прошлогодние показания счетчика за тот же месяц, а при отсутствии таковых — за ближайший месяц, когда были показания.
Обратите внимание, что установка электросчетчиков с июля должна проводиться за счет энергокомпаний, т. е. мы, потребители, не обязаны платить ни за счетчик, ни за ввод его в эксплуатацию. Наша обязанность — лишь обеспечить доступ в жилое помещение для установки счетчика.
2. Когда поставят «умные электросчетчики»?
Обязанность по установке интеллектуальных систем учета электроэнергии (т. е. «умных счетчиков») возлагается на энергокомпании с 2022 года.
До этого времени они вправе ставить такие счетчики, а могут поставить и обычный прибор. А вот в новостройках «умные счетчики» должны быть уже с 2021 года.
3. Как будем передавать показания счетчиков?
До тех пор, пока собственнику жилья не поставили «умный электросчетчик», он обязан снимать и передавать показания своего прибора учета.
Сроки и порядок передачи показаний определяются договором с энергокомпанией. А вот в отношении «умных счетчиков» вся ответственность за снятие показаний переходит на энергокомпанию.
Она получает их со счетчика дистанционно, а собственник жилья вправе требовать, чтобы ему предоставили информацию о снятых показаниях и начислении платы за электричество.
4. Как будут проходить проверки счетчиков?
Плановые проверки будут проводиться в отношении старых приборов учета, для «умных электросчетчиков» предусмотрены только внеплановые проверки.
Основанием для внеплановой проверки является поступивший сигнал индикаторов «умного счетчика» о том, что произошло внешнее вмешательство в его работу.
В ходе проверки счетчика будет проводиться фото- и видеосъемка. Если собственник не участвовал в проверке, материалы съемки должны прилагаться к составляемому акту.
Собственник жилья вправе привлечь к участию в проверке аккредитованного эксперта в области метрологии.
Если будет установлено вмешательство в работу счетчика (в т.ч. одного из компонентов системы интеллектуального учета), составляется акт о безучетном потреблении электричества.
Это является основанием для доначисления платы с учетом 10-кратного штрафного коэффициента. Если собственник дважды не обеспечит допуск в свое жилое помещение для проверки счетчика, плата будет начисляться по нормативу, повышенному в 1,5 раза.
Иными словами, после установки «умного счетчика» для нас, потребителей, значительно сокращается круг обязанностей.
Нужно будет только обеспечить целостность и сохранность счетчика, а также вовремя предоставлять энергетикам доступ к нему для проверок. Снятие показаний, поверки и замена — все это становится заботой энергокомпаний.
* Все используемые изображения и видео являются собственностью правообладателей.
Как и кем выявляется безучетное потребление?
Безучетное потребление выявляется при проверке счетчика собственником электросетей либо продавцом электроэнергии (сбытовой компанией). В ходе проверки составляется акт осмотра (проверки) счетчика, а в случае выявления вмешательства в его работу – акт неучтенного потребления.
Правила проверки потребителя и составления акта неучтенного потребления указаны в п. 169, 172, 176, 177, 192, 193 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 442.
Нарушения при проверке и составлении акта неучтенного потребления могут стать основаниями для отказа судом во взыскании с потребителя задолженности за электроэнергию.
Часто проверяющие допускают следующие нарушения:
- потребителя не уведомили о предстоящей проверке, и он отсутствовал в момент ее проведения;
- свидетели, указанные в акте неучтенного потребления, не могут подтвердить факт безучетного потребления, либо невозможно доказать их наличие;
- акт неучтенного потребления не содержит информации о том, как осуществлялось вмешательство в работу прибора учета, и доказательств этих сведений – фотографий;
- акт неучтенного потребления составляется спустя значительное время после проверки счетчика и не в месте ее проведения, что не позволяет оценить его достоверность.
Выводы и полезное по теме видео
В первом видеоматериале изложена информация об особенностях эксплуатации счетчиков и о том, как защищать свои интересы от действий газовщиков.
В следующем материале рассказано о кражах газах и мерах наказания за указанное деяние.
В законодательстве содержится ряд требований, согласно которых на потребителя газа могут наложить штраф за неправильную эксплуатацию счетчиков. Причем, как за какие-то действия, так и за бездействие. А наиболее жестко могут наказать за несанкционированное подключение к газопроводам, если будет выявлен злой умысел. Но следует помнить, что штраф – решение не окончательное. И, если оно несправедливое, тогда стоит оспаривать его в суде.
У вас остались вопросы по штрафам после прочтения нашей статьи? Задайте их нашим экспертам в блоке комментариев.
Если у вас есть опыт оспаривания несправедливого решения по наложению штрафа за счетчик в суде, поделитесь своей историей поиска справедливости и полезными рекомендациями с другими пользователями – форма обратной связи расположена ниже.
Процедура повторного подключения по закону
Когда отключили свет за неуплату, положен штраф, если подключить самому, то можно получить более существенное наказание. Процедура должна проводиться с участием сотрудников Энергосбыта.
За повторное присоединение к сети потребуется внести дополнительную оплату и соблюсти правила, прописанные в нормативных актах.
Эксперты отмечают, что самовольное подсоединение к электросетям уголовно наказуемое деяние. Выявить несанкционированные процедуры легко, т. к. счетчики компьютеризированы. Не больше двух отчетных периодов гражданин сможет пользовать незаконно ресурсом. Но когда в балансе УК выявятся потери, сотрудники начнут проверять весь МКД и сразу вычислят нарушителя.
Посмотрите видео: «Выявление хищений электроэнергии.»
Если гражданина отключили за неуплату, то стоит погасить долг и перезаключить контракт с компанией. В случае несанкционированного отключения владелец объекта вправе жаловаться в государственные структуры.
Выявление незаконных подключений к электросетям
Выявляются незаконные подключения во время рейдов инспекторов энергоснабжающей организации. Проверки проводятся как в домах и квартирах физических лиц, так и в организациях. С помощью осмотра линий электросетей, проводки и приборов учета определяются недобросовестные потребители. Плановые проверки проводятся раз в год, внеплановые могут проводиться в любое удобное для инспектора время. Инспектор оформляет материалы проверки актом. Дальнейшее рассмотрение факта нарушения энергетического законодательства производится с участием полиции, куда передаются материалы проверки.
Несанкционированное подключение к электросетям в многоквартирном доме можно выявить визуально или по обращению соседей. Нарушение пломбировки счетчика, визуальных контрольных меток на приборе учета или увеличение расхода электроэнергии у других пользователей, свидетельствует о возможности незаконного использования электричества.
Петроэлектросбыт насчитал штраф за неправильное подключение счетчика.
Возникла ситуация: поставили новый счетчик в квартире (ставила непонятная организация, в присутствии старой бабушки) очень торопились, что бы заработать денег видимо. И один провод подключили в обход счетчика. Провод от прихожей, где одна розетка и 1,5 м2 теплого пола.
Пришел сотрудник ПЭС и опломбировал счетчик в 2016 году.
Все исправно платили по квитанциям.
Пришел сотрудник ПЭС в августе 2018, сказала, что подключение неправильное, составила акт.
Электрик все исправил, пломба поставлена заново.
ПЭС выкатил счет на 21000.
Запросила детальный расчет, его вышлют в течении 30 дней.
При звонке мне заявили, что это такой штраф, они делают все в рамках закона и своей вины не признают, что человек, оставивший пломбу в 2016 году и не должен был проверять правильность подключения О_о. Хотя его для этого и вызвали.
Есть ли какие то шансы оспорить этот штраф?
Из нюансов: пени начислили ДО того как прислали счет в бумажном виде.
Дубликаты не найдены
Лига Юристов
18.2K постов 27.3K подписчиков
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
— глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
— оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
— шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018, с изм. от 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
Тот, кто пломбирует счетчик в этом документе называется ИСПОЛНИТЕЛЬ, а опломбирование — вводом в эксплуатацию. Соответственно,
1(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
А вот — практически по делу:
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем — пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.